Чтобы составить экспертную оценку такого поведения, психологу приходится разбираться, является ли это решение самостоятельным или навязанным. Ведь в суде нередко детей старше 10 лет спрашивают о мнении.
Существует понятие "психопатологический механизм принятия решения", именно он и отвечает за предубежденный отказ от общения.
Это когда неблагополучное психическое состояние ребёнка нарушает его способность анализировать выборы, либо когда ребёнок не свободен в принятии решений.
Более простыми словами это называется "ребёнка настроили против".
Как специалисту понять, так это или нет?
Нужно анализировать критичность ребёнка к этой ситуации. Не способность к общей логике, общую интеллектуальную полноценность (это проверяется на входе, это понятно), а оценивать именно критику к конкретной ситуации.
Нужны ответы на вопросы:
- в какой мере ребёнок осознает и объясняет свое поведение в конкретном общении с родителем?
- в какой мере он способен регулировать свое поведение в этих обстоятельствах?
- способен ли ребёнок критично отнестись к ситуации? Т.е.дать ей оценку исходя из целей своего поведения, исходя из социальной нормативности своего решения? Как ребёнок укладывает свое поведение в рамки своих внутренних представлений о том, что "хорошо" и что "плохо"? В рамки своих личных представлений.
Это означает ответ на вопрос, способен ли ребёнок произвести довольно сложный оценочной процесс на основе сопоставления своего решения с личными и социальными нормами и целями.
Как вы понимаете, это требует определённого развития интеллекта, представлений, эмоций и даже ценностей.
Кстати, нормальное умственное развитие, общая социальная адекватность ещё не доказывают(!) хорошую критичность к конкретной ситуации конфликта.
А такую ошибку допускают некоторые психологи, когда пишут в заключении по ребенку, что тот "принял решение не встречаться с папой", "хочет жить с мамой", "отказывается от..", "стремится к..".
Специалисты иногда путают общие критические способности ребёнка и его критичность к конкретной ситуации. В документе пишут "общее интеллектуальное и эмоциональное развитие в норме", подразумевая, что это по умолчанию означает способность к принятию решения. Это ошибка.
Нужно произвести анализ процесса принятия решения ребенком на всех 5 этапах:
1. Как он создавал представление о ситуации?
2. Как он анализировал возможные последствия выборов? Как он оценивал их?
3. Как ребёнок оценивал риски? (что будет плохого и хорошего, если я приму это решение, если я приму то решение? )
4. Чем обусловлено само принятие решения? Как это решение соотносится с прошлым поведением ребёнка?
5. Сама реализация решения.
Понятно, что ребёнок лишь отчасти может пройти эти этапы, но проверка каждого из них даёт специалисту много важной информации о том, в какой степени решение ребёнка было самостоятельным или является результатом психопатологического механизма, включившегося по причине внешнего влияния или внутреннего эмоционального неблагополучия.